Меню сайта
Друзья сайта
Мини-чат
500
Наш опрос
Где вы нашли мой сайт :) ?
Всего ответов: 33
Суббота, 28.06.2025, 15:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мелитопольский Мото клуб
Форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Мотоциклетные системы впрыска топлива.
motomelitopolДата: Воскресенье, 04.05.2008, 00:52 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 44
Репутация: 2
Статус: Offline

Расположение узлов системы впрыска на мотоцикле

Задача топливной системы - подавать в камеры сгорания двигателя столько топлива, чтобы при любых эксплуатационных режимах и погодных условиях оно смешивалось с воздухом в оптимальном для работы мотора соотношении. Только тогда двигатель сможет выдать большую мощность при малом расходе горючего и низкой токсичности отработавших газов.

Достоинство карбюраторной системы питания - в простоте конструкции. Карбюраторные двигатели по мощности не уступают инжекторным, но бензина «кушают» больше, и их выхлоп природе не на пользу.

Система впрыска топлива состоит из нескольких частей: ECU (electronic control unit - электронного блока управления или, в народе, «мозгов»), системы подачи топлива, датчиков и каталитического нейтрализатора отработавших газов.
ECU

Компьютер находится, как правило, под сиденьем. Его назначение - управлять системой зажигания и форсунками, питать электричеством датчики и узлы системы впрыска, а также вести самодиагностику. Главных компонентов ECU четыре:
Блок электропитания - преобразует 12 В АКБ в 5 В, которые нужны для питания большинства компонентов системы впрыска.
Входной интерфейс - преобразует аналоговые сигналы датчиков в цифровой код и вводит его в процессор.
CPU (центральный процессор) сравнивает показания датчиков со своей основной программой и отправляет команды форсункам и системе зажигания.
Выходной интерфейс - преобразует команды центрального процессора в сигналы, которые приводят в действие исполнительные механизмы, индикаторы и реле.

* На примере Yamaha R1 2002 г. в.



 
motomelitopolДата: Воскресенье, 04.05.2008, 00:53 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 44
Репутация: 2
Статус: Offline
В память компьютера заложены данные для неких усредненных условий эксплуатации мотоцикла. ECU «опрашивает» датчики, сверяет их показания с величинами, заложенными в память, и корректирует продолжительность открытия форсунок в зависимости от конкретного режима работы двигателя: 1 - подача топлива при запуске; 2 - обогащение смеси после запуска; 3 - обогащение смеси при прогреве; 4 - обогащение при ускорении; 5 - отключение подачи топлива в цилиндры при торможении двигателем; 6 - базовая продолжительность подачи топлива, заложенная в память ECU; 7 - компенсация изменения напряжения в бортовой сети. Буквы на схеме обозначают: t - продолжительность подачи топлива; T - время работы двигателя; А - запуск; В - прогрев; С - холостой ход; D - ускорение; Е - постоянная скорость; F - торможение двигателем.

При определении угла опережения зажигания и энергии искры ECU руководствуется сигналами датчиков положения дроссельной заслонки и коленчатого вала. Напряжение АКБ также влияет на энергию искры и показания датчиков. Момент подачи топлива ECU определяет по сигналам датчиков положения коленчатого вала и выпускного распредвала. По частоте вращения коленвала система распознает режим работы двигателя: обычный или пусковой.

Как и любое механическое устройство, форсунка не может открыться мгновенно. ECU компенсирует эту задержку - подает топливо чуть раньше. Ограничитель оборотов двухступенчатый. Как только частота вращения коленвала превысит допустимую величину, ECU отключает подачу топлива к двум цилиндрам до тех пор, пока обороты не упадут. Если это не помогает, то отключаются и остальные цилиндры. ECU выполняет и дополнительные функции:
Отключает топливный насос и форсунки при падении мотоцикла - он выключает реле системы впрыска топлива, когда приходит сигнал от датчика наклона мотоцикла.
Включает-выключает вторую фару в зависимости от оборотов коленвала и в соответствии с требованиями ПДД к световым приборам (очень редкая опция!).
Когда температура охлаждающей жидкости чрезмерно повышается, ECU включает вентилятор радиатора.
Управляет сервомотором заслонок в выпускных трубах (система EXUP).

В ECU есть система самодиагностики. Если при движении происходит сбой в системе, компьютер немедленно предупреждает водителя - включает лампу на панели приборов, двигатель может заглохнуть. Если электроника сочтет, что дальше ехать невозможно, лампа заморгает, когда водитель нажмет кнопку стартера. Но можно повторить попытку - выключите-включите замок зажигания и снова нажмите на кнопку. Если в работе ECU был устранимый сбой, перезапуск может помочь. Система самодиагностики, обнаружив сбой, способна сама включить обходную программу, тогда лампа горит непрерывно - поезжайте дальше. В сторону мастерской, разумеется. После остановки двигателя на жидкокристаллическом мониторе часов высвечивается код ошибки. Он остается в памяти ECU до тех пор, пока его не сотрут механики мотосервиса. Но, увидев горящую лампочку, уймите любопытство - не торопитесь глушить двигатель, чтобы узнать, что произошло. Если виноват датчик положения распредвала, после остановки мотор уже не запустится (см. таблицу).

Принципиальная схема системы впрыска топлива: 1 - катушка зажигания; 2 - форсунка; 3 - датчик температуры всасываемого воздуха; 4 - датчик положения дроссельной заслонки; 5 - датчик давления всасываемого воздуха; 6 - датчик положения коленчатого вала; 7 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 - датчик положения распредвала; 9 - свеча зажигания; 10 - ECU; 11 - блок управления зажиганием; 12 - датчик атмосферного давления; 13 - каталитический нейтрализатор.



 
motomelitopolДата: Воскресенье, 04.05.2008, 00:53 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 44
Репутация: 2
Статус: Offline
А если лампочка перегорит? Не прозевайте этот факт. Учтите, что она загорается каждый раз при включении зажигания и гаснет через 1,4 секунды или при включении стартера, если успеете нажать его кнопку раньше, чем она погаснет. Лампочка не загорится только в одном случае - если она перегорела. Тогда срочно ее замените.
Система подачи топлива

Она состоит из топливного насоса, регулятора давления и форсунок.

Топливный насос включает в себя насос роторного типа, соединенный валом с электродвигателем, фильтр, а также предохранительный клапан. Насос и фильтр установлены в топливном баке. Если шланг подачи топлива засорится, от разрыва трубопровода спасет предохранительный клапан. Когда давление превысит 4,4-6,4 кг/см2, он откроется и отправит лишнее топливо в бензобак по возвратному шлангу.

Насос постоянно качает больше топлива, чем нужно форсункам для правильной подачи топлива. Регулятор давления следит, чтобы разница между давлениями топлива в трубопроводе и воздуха во впускном коллекторе была постоянной - 2,84 кг/см2 (для общего развития: эта величина - около 3 атм. - свойственна всем впрысковым мотоциклам, не только R1). Лишнее топливо он стравливает в бензобак по возвратному шлангу.

Топливные форсунки, получив сигнал от ECU, впрыскивают бензин в цилиндры. Поскольку сечение форсунок, пропускающих бензин, и разница между его давлением и давлением воздуха во впускном коллекторе постоянные, объем впрыснутого бензина зависит только от длительности сигнала ECU.
Датчики

Определяя длительность открытия форсунок, ECU руководствуется сигналами с датчиков: расхода воздуха, положения коленчатого вала, давления воздуха во впускном коллекторе, атмосферного давления, температур окружающего воздуха и охлаждающей жидкости. Чтобы топливо подавалось в каждый цилиндр только во время фазы впуска, компьютер сверяется с показаниями датчиков положений коленвала и выпускного распредвала.

Датчик положения коленчатого вала установлен с правой стороны двигателя. Когда выступы ротора, закрепленного на коленчатом валу, проходят мимо сердечника катушки, в ней возникают импульсы. По ним ECU определяет положение коленчатого вала и частоту его вращения. Сверяясь с данными из памяти, процессор определяет угол опережения зажигания и момент впрыска топлива.



 
motomelitopolДата: Воскресенье, 04.05.2008, 01:05 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 44
Репутация: 2
Статус: Offline
Датчик положения выпускного распредвала установлен в середине крышки головки цилиндров над валом. Когда вал вращается, этот датчик (как и датчик положения коленвала) генерирует сигналы и посылает их ECU, а тот, в свою очередь, определяет, в каком цилиндре происходит такт впуска и включает нужную форсунку.

Руководствуясь сигналами датчиков положения дроссельной заслонки и разрежения во впускном коллекторе, ECU определяет расход воздуха.

Датчик давления атмосферного воздуха нужен, чтобы компенсировать изменения условий среды (например, при езде в высокогорье, где давление ощутимо ниже).

Сигналы от датчика температуры охлаждающей жидкости используются, прежде всего, чтобы обогатить топливную смесь во время запуска и прогрева двигателя.

При изменении температуры окружающего воздуха изменяется и его плотность, а значит, его количество, которое может поступить в двигатель. Чтобы температура воздуха не влияла на состав бензовоздушной смеси, ECU корректирует подачу топлива по показаниям датчика температуры окружающего воздуха.

Датчик угла наклона мотоцикла сообщает о критических углах наклона. Если наклон превысит 65°, ECU «решит», что аппарат упал и выключит топливный насос и форсунки, предотвращая пожар. Чтобы датчик не сработал при тряске или случайном наклоне, реле времени задерживает сигнал и дает возможность водителю выпрямить мотоцикл. Если же байк наклонится больше чем на 90° (начнет кувыркаться), двигатель глушится мгновенно. Чтобы после падения запустить двигатель, мало поднять мотоцикл - нужно выключить и включить зажигание.
Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор

Эффективно дожигает СО, СН и разлагает NOx.

Лямбда-зонд (датчик кислорода в выхлопных газах) на Yamaha R1 устанавливают только последние два года. Если состав компонентов в бензовоздушной смеси оптимальный, в выхлопе присутствует строго определенное количество кислорода. Как только состав отработавших газов выходит за предписанные рамки, процессор мгновенно реагирует - корректирует подачу топлива.

Многие считают, что этот датчик - одна из «душилок» мотора. Это так, но не столь однозначно: он ведь помогает поддерживать оптимальный состав смеси! Да, он не позволит обогатить смесь настолько, чтобы «выжать» из мотора дополнительные пару-тройку лошадиных сил. Однако и не позволит двигателю «переобедниться», а значит, и резко увеличить выброс окислов азота. Лямбда-зонд в несколько раз продлевает срок службы катализатора. Вместе с тем, при путешествии по российской глубинке, где зачастую качество бензина безобразное, может доставить хлопот: он не переваривает присутствия в горючем свинца и, как только его «учует», в считанные минуты выходит из строя. Иные умельцы пытаются чистить «лямбду», мыть, отмачивать в растворе орто-фосфорной кислоты... Если «перегруженный» всякой дрянью датчик и удается возродить, то ненадолго.
Датчик положения распредвала: 1 - датчик; 2 - распредвал; 3 - крышка головки блока; 4 - головка блока. Принцип действия датчика положения коленвала: 1 - диск с выступами; 2 - датчик.
Действие ECU при обнаружении неисправностей


 
motomelitopolДата: Воскресенье, 04.05.2008, 01:05 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 44
Репутация: 2
Статус: Offline
Номер кода
Неисправная деталь
Причина неисправности
Реакция ECU
Можно ли запустить двигатель
Можно ли ехать дальше

11
Датчик положения распредвала
Неисправен датчик. Обрыв или короткое замыкание в цепи
ECU продолжает управлять двигателем, основываясь на ранее полученных сигналах
Нельзя
Можно

12
Датчик положения коленчатого вала
Неисправен датчик. Обрыв или короткое замыкание в цепи
ECU прекращает подачу топлива и выключает зажигание, ECU работает
Нельзя
Нельзя

13,14
Датчик разрежения воздуха во впускном коллекторе
Неисправен датчик. Обрыв или короткое замыкание в цепи
так, будто бы давление воздуха во впускном коллекторе 760 мм рт.ст.
Можно
Можно

15,16
Датчик положения дроссельной заслонки
Заклинило ее датчик положения в открытом положении. Короткое замыкание в проводке
ECU работает так, будто бы заслонка полностью открыта
Можно
Можно

17
Двигатель сервомотора EXUP
Сервомотор заклинило при открытых заслонках или короткое замыкание в проводке
ECU пытается провернуть сервомотор в сторону открытия заслонок в течение 3 сек
Можно
Можно

18
Двигатель сервомотора EXUP
Сервомотор или заслонки заблокировались в закрытом положении
ECU дважды подает сервомотору сигнал в течение 100 сек, пытаясь открыть заслонки
Можно
Можно

19
Нет питания ECU
Обрыв в проводке между замком зажигания и ECU
ECU отключен
Нельзя
Нельзя

20
Датчик температуры окружающего воздуха
Неисправен датчик, проводка или сбой в ECU
ECU «забывает» о температуре и работает так, будто бы давление воздуха во впускном коллекторе 760 мм рт. ст.
Можно
Можно

21
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Неисправен датчик или короткое замыкание в проводке
ECU работает так, будто бы температура охлаждающей жидкости 60°С
Можно
Можно

22
Датчик температуры во впускном коллекторе
Неисправен датчик или короткое замыкание в проводке
ECU работает так, будто бы температура воздуха во впускном коллекторе 20°С
Можно
Можно

23
Датчик атмосферного давления
Неисправен датчик или короткое замыкание в проводке
ECU работает так, будто бы атмосферное давление 760 мм рт. ст.
Можно
Можно

33,34 35,36
Неисправность системы зажигания
Обрыв в цепи первичной обмотки катушки зажигания
ECU отключает подачу топлива к цилиндру, в котором обнаружен сбой
В зависимости от числа дефектных цилиндров
В зависимости от числа дефектных цилиндров

30,41
Датчик наклона мотоцикла
Сработал датчик или произошло короткое замыкание в цепи
ECU отключает реле топливной системы
При коротком замыкании нельзя
При коротком замыкании нельзя

42
Датчик скорости или датчик нейтрали
Нет сигнала от датчика скорости или короткое замыкание в цепи датчика нейтрали
ECU работает так, будто в КПП включена высшая передача
Можно
Можно

43
Неправильное напряжение питания топливной системы
Неисправен реле-регулятор или обрыв провода, по которому ECU контролирует напряжение батареи
ECU работает так, будто напряжение батареи 12 В
Можно
Можно

44
Ошибка в количестве подачи топлива
Сбои и неисправности в системе впрыска
ECU сообщает о неисправности
Можно
Можно

50
Внутренний сбой ECU
Ошибка в памяти ECU. При такой неисправности номер кода может не появиться на мониторе
ECU сообщает о неисправности
Нельзя
Нельзя


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025
Сайт управляется системой uCoz